"Грешники": Шедевр Райана Купера, утверждающий свободу искусства
С момента своего дебюта в 2013 году с "Станцией Фрутвейл" , Райан Купер зарекомендовал себя как режиссёр, за которым стоит пристально следить. Пожалуй, каждый его фильм – это шаг к его главному творению: "Грешникам".

Эта картина – нечто большее, чем просто сверхъестественный хоррор. Это сплетение жанров, глубокое высказывание о афроамериканской культуре , её истории, об искусстве, которое оказывает влияние на весь мир. При этом часто его пытаются присвоить, не отдавая должного уважения истинным творцам.
В самом сердце фильма – сила музыки , особенно блюза. Его звучание способно пробуждать духов, как добрых, так злобных. К слову, одну из главных ролей исполнил Майкл Б. Джордан, неизменный спутник Купера в его творческих поисках. Их союз напоминает творческий тандем Скорсезе и Ди Каприо!
Можно смело сказать: "Грешники" – это шедевр Купера, где каждая минута (а их 137) пронизана его уникальным голосом. Это история о вампирах, о крови, о юге, о сложностях выбора между добром и злом, о силе брата, что ведёт к свободе. Фильм, где каждый кадр звучит, словно старая грустная песня.
Сюжет "Грешников"
Фильм "Грешники" разворачивается в 1932 году в Кларксдейле, штат Миссисипи. В центре сюжета – амбиции двух афроамериканских братьев-близнецов, Смоука (Smoke) и Стэка (Stack). Надо сказать, актёры великолепно справились с ролями.
Они возвращаются из огромного Чикаго. Опыт общения с личностями вроде Аль Капоне показывает: мегаполис их не привлекает. Гораздо сильнее тяга к дому , к созданию чего-то выдающегося.
Смоук и Стэк мечтают превратить старую мельницу в "джук-джойнт" – место, где афроамериканцы, измученные тяжёлым трудом и гнётом расизма, смогли бы забыть о проблемах. Где под музыку блюз можно было бы танцевать, пока заботы не смоет потом. Вот такая вот надежда на свободу.
Братья понимают: для успеха им нужны союзники. Они зовут кузена Сэмми (Sammie), которого играет Майлз Катон, дебютирующий в кино. Компанию им составляют Дельта Слим (Delta Slim), Бо Чоу (Bo Chow) с женой Грейс (Grace), Корнбред (Cornbread) и Энни (Annie). С последней у Смоука сложное прошлое, незаживающая рана из-за потери ребёнка. Вдобавок, появляется белая женщина, со Стэком связывают неразрешённые чувства. Страсти кипят, однако влечение очевидно.
Смоук и Стэк уверены: всё под контролем. Они знают о противодействии Ку-Клукс-Клана. Но в тихом Миссисипи зреет иное зло – кровожадные вампиры. Но это не обычные чудовища. Утоляя жажду, они поглощают гораздо больше. Добравшись до "джук-джойнта", они готовы впитать всё, неся свои идеи о равенстве.
Безусловно, ""Грешники"" Райана Купера – это весомый вклад в искусство , подтверждающий важность самовыражения и культурного наследия афроамериканцев. Режиссёр исследует темы крови, музыки блюз, исторического контекста, предлагая зрителю глубокий взгляд на юг Америки.
Грех тьмы: Искушение кровью
Как уже говорилось, "Грешники" – не просто фильм о вампирах. Райан Купер применяет вампиризм, как метафору культурного присвоения. Вампиры, во главе с харизматичным Реммиком, тянутся к джук-джойнту, заслышав пение Сэмми. Что-то первобытное в его музыке притягивает зло. Фильм уравновешивает мысль о том, что эта музыка настолько сильна, что может вызвать духов будущего (это показано в лучшей сцене фильма, демонстрирующей историю эволюции афроамериканской музыки в разных жанрах), но она также может призвать зло. В данном случае, вампиры хотят отведать Сэмми, чтобы впитать его талант.

Расовое присвоение – тема для разговоров на протяжении десятилетий. Дискуссии о кантри, рок-н-ролле, ритм-н-блюзе или хип-хопе не утихают: как афроамериканцы создали эти музыкальные жанры, но большая часть признания, особенно в кантри и роке, связана с белой культурой. Фильм затрагивает это, делая вампиров жаждущими знаний, которыми они хотят наслаждаться, но, если читать между строк, они хотят нести и распространять эти знания, как свои собственные.
Один момент, который это подчеркивает, происходит после того, как Реммик насытился мужем Грейс, Бо Чоу. Он получает не только его воспоминания (указывающие на местонахождение их дочери), но и непринужденно говорит по-китайски, что особенно отвратительно использует, насмехаясь над Грейс, чтобы она впустила его или присоединилась к его клану вампиров.
Кроме того, вампиры – это еще и соблазн. Соблазн Реммика для привлечения афроамериканцев – потенциал жить свободно. Он предполагает, что лучше жить вампиром, чем гражданином второго сорта, которого используют только для работы и на которого постоянно смотрят свысока. Поскольку вампиров можно только пригласить, многие разговоры происходят у двери джук-джойнта, где они околачиваются.
Обратив пару (Лолу Кирк и Питера Дрейманиса), Реммик узнает, что Смоук и Стэк никогда не получат эту старую мельницу в полную собственность. Человек, у которого они ее купили (утверждающий, что Ку-клукс-клан больше не существует), просто продаст им ее, а затем сразу же отберет, прибыв с другими людьми, чтобы убить всех и вернуть мельницу. Это никогда не было чистой сделкой, и, несмотря на все их благие намерения, этот путь никогда не позволит им быть свободными.
К финалу в "Грешниках" льется много крови, и многие гибнут с обеих сторон. Благодаря Энни, известной колдунье вуду, она может определить, с каким злом они столкнулись, и как его остановить. Используются все средства, в частности, чеснок, кол в сердце и серебро. Эти знания делают борьбу более равной, но как только вампиры проникают в музыкальное заведение, их свирепость становится непобедимой. Несколько ключевых персонажей обращаются в течение ночи, в частности, Мэри и Стэк, что приводит к кульминации, где Смоук должен убить своего брата. Впрочем, все не так, как кажется... Итак, "Грешники" являют собой – осмысление, провозглашающее свободу через призму искусства.
Трагичный финал
В финале картины Реммик повержен Сэмми – весьма символично, той самой гитарой, что призвала зло в их жизни. Большинство бандитов сгорают с первыми лучами солнца. Однако, гибель некоторых центральных персонажей остаётся за кадром.

Смоук, узнав о коварном плане предательства братьев ради захвата мельницы, обрушивает свой гнев на ку-клукс-клановцев. Он, словно воин-одиночка, бросается против тех, кто стремился его поработить.
В этой жестокой перестрелке Смоук получает смертельное ранение. Но этот момент становится для него, как ни странно, духовным избавлением. Энни, убитая Смоуком после укуса вампира (как она и просила), зовёт его воссоединиться с ней в загробном мире, где уже находится их сын Илайджа, умерший ещё младенцем. В конечном итоге, Смоук получает долгожданную свободу , освободив душу.
Сэмми, избежав смерти, стоит перед выбором: бросить гитару, угождая отцу, обратиться к Богу. Но зов музыки оказывается сильнее. Видя, какое зло она способна нести, Сэмми не отказывается от своей страсти. Он уходит вдаль с инструментом, дающим ему жизнь. Вот так, своеобразно, ""Грешники"" Райана Купера воспевают силу искусства .
Эпилог в Сцене После Титров
В сцене, разворачивающейся после титров "Грешников" , зритель переносится в 1992 год. Мы видим Сэмми, теперь уже в исполнении блюзового гитариста Бадди Гая, выступающего с группой в местном баре. Он занят любимым делом – творит музыку.

Когда бар собирается закрываться, ему сообщают о двух гостях, желающих войти, готовых заплатить двести долларов, несмотря на позднее время. Сэмми соглашается, вскоре осознавая, что этой паре нужно было приглашение, чтобы войти.
Оказывается, что эти двое вампиров – Стэк и Мэри, облаченные в одежды, отражающие культуру хип-хопа. Они доказательство того, что эти существа стремятся к адаптации и познанию мира. Выясняется, что Смоук не смог убить Стэка, позволив ему жить при условии, что он оставит Сэмми в покое. Теперь, видя, как стар Сэмми, Стэк чувствует, что его время на Земле подходит к концу.
Стeк предлагает ему избавление от смертности, но Сэмми отказывается. Это момент глубокого уважения, знак того, что Стeк сдержал обещание, данное много лет назад, позволив Сэмми уйти на своих условиях.
Перед уходом, Сэмми говорит им, что до тьмы и кровопролития, страсть к музыке, смех и единство были лучшими моментами его жизни. Стэк и Мэри соглашаются с ним. Становится ясно, что Стeк и Мэри продолжат свой путь сквозь годы, накапливая знания для своей стаи, а Сэмми обретет покой, храня воспоминания о тех временах, когда придет его час.
Такой финал можно расценить как триумф свободы духа . Ведь именно в искусстве, в музыке, в способности адаптироваться и принимать решения, лежит суть "Грешников" , как откровения Райана Купера.
22.04.2025
Смотрите также

Новые фильмы Зака Снайдера: боевик для UFC и триллер о Лос-Анджелесе...

Новая адаптация "Кэрри" — свежий взгляд Майка Флэнегана на культовый роман Стивена Кинга...

Премьера сериала «Элль»: история юной Элль Вудс на Prime Video в 2026 году...

Мадонна и новый сериал: рассказываем о легенде, которая оживет на Netflix...

Правда о настоящем имени Вина Дизеля — раскрыта спустя 20 лет...

Звезда "Мумии" и "Турбо" говорит о признании коллеги за выдающуюся боевую роль...

"Evil Dead Burn": жестокий horror с сильной эмоциональной составляющей...

Дональд Трамп и разговоры о тарифах на иностранные фильмы, в том числе о Джеймсе Бонде...

Кто станет режиссёром нового фильма о Мутантах в киновселенной Marvel?...
